• by Ольга Михайловна Казакевич
  • 14

Отмечая литературные юбилеи 2025 года, не только вспоминаем писателей по именам,
но и перечитываем их произведения!


ОКТЯБРЬ 2025

3 октября – 130 лет со дня рождения поэта Сергея Александровича Есенина (1895–1925)

        1

Сергей Есенин — один из самых известных и любимых русских поэтов, чьи стихи проникнуты душевной теплотой, любовью к природе и родной земле. Его творчество отражает жизнь простого крестьянского народа, а также личные переживания, внутренние конфликты и размышления о смысле жизни. Есенин оставил огромный след в русской литературе, несмотря на свою короткую, но насыщенную судьбу. В его стихах встречаются темы, которые остаются актуальными и близкими людям и сегодня.

Сергей Александрович Есенин родился 3 октября 1895 года в селе Константиново Рязанской губернии. Есенин рос в крестьянской семье, что оказало большое влияние на его творчество. Отец был приказчиком, работавшим в мясной лавке в Москве, а мать занималась хозяйством. Влияние матери Есенина на его творчество было велико – в некоторых его стихах он восхищался ею, считая её источником внутренней силы. Впервые Есенин начал писать стихи в возрасте 9 лет, хотя тогда его работы были весьма простыми и детскими.

Начальное образование Есенин получил в земском училище села Константиново. Позже он учился в Спас-Клепиковской учительской школе, где начал увлекаться поэзией.

В 1912 году Есенин переехал в Москву, где работал корректором в типографии и начал активно общаться с литературными кругами.

Первые стихи Есенина были опубликованы в 1914 году в журнале «Мирок». Это стало его официальным литературным дебютом.

Несмотря на крестьянские мотивы, в творчестве Есенина можно найти и элементы символизма, которые отражают его стремление к раскрытию внутренних переживаний.

Есенин прославился своими стихами о любви, которые были проникнуты нежностью, страстью и одновременно трагичностью.

При жизни Есенина некоторые его произведения подвергались цензуре, так как они считались слишком откровенными или противоречивыми.

Стиль Есенина трудно спутать с кем-то другим – его поэзия уникальна благодаря простоте, музыкальности и глубоким философским темам. За свою короткую жизнь Есенин прошел значительный творческий путь, от романтизма и фольклора до глубоких размышлений о смысле жизни и смерти.

Позднее творчество Есенина отличалось суровым реализмом и меньшей романтизацией деревенской жизни, что демонстрировало его личностную эволюцию.

Природа родного края всегда была в центре его поэзии. В стихах Есенина можно найти яркие, детализированные образы русской деревни, которые передают всю её красоту и одновременно трагизм. Он воспевал русские поля, леса и реки, что делало его стихи близкими и понятными широкому кругу читателей. Его творчество было проникнуто любовью к русской земле. В ранних стихах Есенина часто прослеживаются религиозные мотивы, особенно связанные с образом Бога и крестьянской верой. Также автор активно использовал элементы русского народного фольклора в своих стихах, что делало его работы яркими и музыкальными. В его поэзии нередко встречаются образы животных — от лошадей до птиц, что отражало его любовь к природе.

В годы Гражданской войны Есенин продолжал писать, отражая в своих стихах сложные переживания и противоречия того времени. Октябрьская революция 1917 года сильно повлияла на его творчество. В своих стихах он отразил противоречивое отношение к происходящим изменениям. В стихах Есенина часто встречаются мотивы протеста против устоев и общественных норм, что делало его поэзию особенно привлекательной для молодежи. Несмотря на признание революционных событий, Есенин ощущал глубокий внутренний конфликт по поводу разрушения старой России.

Сергей Есенин был женат несколько раз. Среди его известных жен — Зинаида Райх, Айседора Дункан и Софья Толстая, внучка Льва Толстого.

В 1922 году Есенин женился на знаменитой американской танцовщице Айседоре Дункан. Их отношения были бурными и, несмотря на кратковременность, оказали большое влияние на поэта. Вместе с Дункан Есенин побывал в Европе и США, что расширило его горизонты, но усилило внутренний конфликт между западной культурой и его родными крестьянскими корнями.

В 1920-е годы Есенин стал известен как поэт-бунтарь, который нередко демонстрировал публичные эксцентричные поступки и вел довольно беспорядочный образ жизни. Есенин был известен своими злоупотреблениями алкоголем, что в конечном итоге стало одной из причин его душевных страданий и, возможно, смерти.

Среди друзей Есенина были такие известные поэты, как Александр Блок и Николай Клюев, с которыми он часто делился творческими идеями.

В поздних стихах поэта особенно часто встречаются мотивы смерти и разочарования в жизни, что отражало его личные душевные кризисы. Одно из самых мрачных и загадочных произведений Есенина – это поэма «Черный человек», в которой он затрагивает вопросы одиночества и внутреннего разрушения.

Есенин умер 28 декабря 1925 года в ленинградском отеле «Англетер». Ему было всего 30 лет. Официальная версия смерти Есенина – самоубийство, однако многие его современники и исследователи до сих пор спорят о реальных причинах его гибели.

Незадолго до смерти поэт написал свое знаменитое прощальное стихотворение «До свиданья, друг мой, до свиданья...», которое многие считают его последней весточкой миру.

После смерти Есенина его творчество подвергалось критике и замалчиванию, особенно в сталинские годы, однако в 1950-х годах он был реабилитирован и вновь стал популярным.

Творчество Есенина оказало большое влияние на многих поэтов и писателей, включая Владимира Маяковского и Бориса Пастернака. Сегодня Есенин считается классиком русской литературы, а его творчество продолжает находить отклик у новых поколений. В родном селе поэта, Константиново, действует музей, посвященный его жизни и творчеству.

 

1 2
10 кастрычніка – 85 гадоў з дня нараджэння Кастуся Тарасава, беларускага пісьменніка, публіцыста, аўтара гістарычных, прыгодніцкіх і дэтэктыўных твораў (1940, г. Мінск – 2010)

3

Аўтар кніг прозы: «День рассеяния» (1980), «В час стрельца» (1981), «Память о легендах» (1984), «Странствие в тесном кругу» (1986), «Погоня на Грюнвальд» (1986), «Памяць пра легенды» (1990), «Единственный свидетель – Бог» (1991), «Три жизни княгини Рогнеды» (1994), «Золотая горка» (1998), «Беларусь. Гістарычнае падарожжа для дзяцей» (2000), «Апошняе каханне князя Міндоўга» (2000), «Крыж памяці. Меч лёсу: Кароткі спіс войнаў, паўстанняў, рэпрэсіяў, катастрофаў, якія выпалі на лёс Беларусі за тысячагоддзе» (2001) ды іншых.
Прэмія Міністэрства абароны СССР за раман «Погоня на Грюнвальд» (1988);
Прэмія імя Францішка Багушэвіча Беларускаго ПЭН-цэнтра ("За актыўную і пленную працу ў галіне гістарычнай прозы і эсэістыкі, што спрыяе фармаваньню сучаснай нацыянальная ідэнтыфікацыі беларусаў", 2010).  3 2

  

11 октября – 140 лет со дня рождения Франсуа Мориака, французского писателя, драматурга (1885 – 1970)

         Франсуа Мориак – лауреат Нобелевской премии по литературе 1952 года "за глубокое духовное прозрение и художественную силу, с которой он в своих романах отразил драму4 человеческой жизни". Расцвет его творчества приходится на 1920-е гг., когда были написаны романы "Поцелуй прокаженному" (1922), "Родительница" (1923), "Пустыня любви" (1925). В 1933 году писатель был избран во Французскую академию. В годы войны активно участвовал в движении Сопротивления. Из послевоенных романов наиболее известны "Мартышка" (1951), "Агнец" (1954), "Подросток былых времен" (1969). Мориак не только знаменитый романист, но и один из лучших публицистов Франции. Гневный протест против фашистской тирании он отразил в "Черной тетради" (1943).

 

Наиболее значительное публицистическое произведение Мориака "Bloc-notes" представляет собой собрание статей, написанных в последние восемнадцать лет жизни писателя (1952-1970) для  известных  французских  периодических  изданий. В них речь идет о столкновении человека и истории, индивидуального и общего, о возможностях человека и о его будущем, но в центре всего — Франция, ее проблемы, ее судьба.\

При жизни Мориака считали человеком парадоксов и курьёзов. Его профессиональные интересы менялись так часто, что создавалось впечатление, будто он всё время хотел повернуть свою жизнь вспять. За свою долгую жизнь он испытал не одно разочарование и сделал проницательный вывод о том, что построить воздушные замки очень легко, но их разрушение может обойтись очень дорого.

 

 

 

22 октября – 100 лет со дня рождения поэта-фронтовика Евгения Михайловича Винокурова (1925–1993)
5

 МОСКВИЧИ

В полях за Вислой сонной
Лежат в земле сырой
Серёжка с Малой Бронной
И Витька с Моховой.

А где-то в людном мире
Который год подряд
Одни в пустой квартире
Их матери не спят.

Свет лампы воспаленной
Пылает над Москвой
В окне на Малой Бронной,
В окне на Моховой.

Друзьям не встать. В округе
Без них идет кино.
Девчонки, их подруги,
Все замужем давно.

Пылает свод бездонный,
И ночь шумит листвой
Над тихой Малой Бронной,
Над тихой Моховой.

                                                                                                               1953 (Стихотворение из антологии «Строфы века. Антология русской поэзии».                                                                                                                                                         Сост. Е. Евтушенко. Минск, Москва: Полифакт, 1995)

22 октября – 155 лет со дня рождения писателя, лауреата Нобелевской премии по литературе Ивана Александровича Бунина (1870–1953)

         За более чем вековую историю присуждения Нобелевской премии ее лауреатами становились пятеро русских писателей. Открывает этот список Иван Алексеевич Бунин. Биография мастера слова — это путь творца-скитальца, который, пребывая за пределами Родины, смог прославить ее и продемонстрировал высокий художественный потенциал литературы Серебряного века.
6

         Будущий литератор родился 10 (22) октября 1870 года в Воронеже в старинной дворянской семье. Детство Бунина, проведённое в фамильном поместье Бутырки, что под Ельцом, навсегда привило в живом и впечатлительном мальчике любовь к природе. Иван рос в обстановке усадебной культуры, получал домашнее образование, где особое внимание уделялось чтению и иностранным языкам.

         В 10 лет он пошёл в гимназию в Ельце, где учился с 1881 по 1886 гг. Отличаясь обострённым восприятием внешнего мира, – зорким зрением, острым слухом, чутким обонянием, – молодой гимназист жадно впитывал всё вокруг, и впоследствии эти наблюдения за природой стали одной из основ его творчества.

         В юности Иван Бунин дебютировал как поэт. Самые ранние произведения датированы 1887 годом, а в 1891 году в Орле вышла первая книга стихов. Поэзия Бунина по манере исполнения характерна для моды 1880-х гг., но её техника была доведена до совершенства, а содержание – главным образом, описания природы – отличалось объёмом и убедительностью. Вскоре на юношу обратили внимание корифеи литературной критики Н.К. Михайловский и А.М. Жемчужников, продвигавшие молодого поэта в столичных журналах.

         К 1901 году Бунин выпустил четыре поэтических сборника и утвердил себя как самобытный автор. Страстное увлечение поэзией наложило неизгладимый отпечаток на его прозаическое творчество. Проза Бунина наполнена тончайшим лиризмом высокой поэзии, виртуозностью оттенков, точностью описания. «Антоновские яблоки» (1900) – один из лучших ранних рассказов – можно без преувеличения назвать поэмой в прозе, где утончённость слога покрыта лёгким флёром грусти. Чехов, ознакомившись с ранними рассказами Бунина, был от них в восторге.

С 1902 года, продолжая классическую традицию в поэзии (А.А. Фет, Я.П. Полонский) и прозе (И.А. Гончаров, И.С. Тургенев), Бунин начал сотрудничать как с горьковским издательством «Знание», так и с модернистским издательством «Шиповник». В 1903 году за образцовый перевод поэмы Г.-У. Лонгфелло «Песни о Гайавате» и сборник стихов «Листопад» он удостоился самой престижной дореволюционной премии в области литературы – Пушкинской, а в 1909 году был избран почётным членом Российской императорской академии наук, прежде всего за поэтические достижения. В эти годы Бунин много путешествовал по свету, заводил многочисленные знакомства в литературной среде, занимался переводами.

Переломными в творчестве Бунина стали повести «Деревня» (1910) и «Суходол» (1911), в которых писатель осмысливал русскую действительность с точки зрения опыта Первой русской революции 1905–1907 гг. и «вечных проблем мироздания». Жестокая реальность быта в этих произведениях переплетена с неизбывной красотой природы, а сарказм автора неотделим от сердечной боли в отношении своих героев – простых крестьян и провинциальных дворян.

Одновременно Иван Алексеевич издал свои путевые дневники, делясь наблюдениями и впечатлениями от посещения стран Востока и размышляя о древней культуре человечества. Подлинных вершин художественного мастерства Бунин достиг в рассказах, написанных с отточенным стилистическим совершенством. Это «Братья» (1911), «Господин из Сан-Франциско» (1915), «Сны Чанга» (1916), «Лёгкое дыхание» (1916), «Петлистые уши» (1916) и многие другие. В этих рассказах трагизм бытия и восхищение прелестью жизни переданы с невероятным талантом.

Бунин с большим скепсисом воспринял Февральскую революцию, а Октябрьскую встретил откровенно враждебно. В это время, в 1917–1920 гг., писатель переживал глубокий психологический слом и затяжной творческий кризис. Печальные и едкие мысли о происходящем он излагал в дневнике, изданном в 1926 году под названием «Окаянные дни». После скитаний по горящей в пламени Гражданской войны России в 1920 году Бунин эмигрировал во Францию. Сначала он поселился в Париже, а в 1923 году перебрался в маленький городок Грас (Грасс) в провинции Приморские Альпы.

В Грасе Бунин последовательно жил на трёх виллах – сначала ненадолго снял «Мон-Флери», но в том же 1923 году перебрался в «Бельведер». Именно на этой вилле прошли самые плодотворные годы писателя. С началом Второй мировой войны Бунин с домочадцами перебрался на виллу «Жаннетт», арендная плата за которую была существенно ниже.

В первые годы в эмиграции Бунин писал мало, занимаясь больше общественной деятельностью и личной жизнью: он организовал издательство «Русская земля», стал председателем парижского Союза русских писателей и журналистов, много путешествовал по Европе. Только к середине 1920-х гг. писатель вновь заявил о себе как о выдающемся мастере – в библиографии Бунина появились рассказы «Роза Иерихона», «Митина любовь», «Солнечный удар». С 1927 по 1930 гг. Иван Алексеевич работал над главным произведением всей жизни – романом «Жизнь Арсеньева». Это «автобиографическое» путешествие в собственное прошлое и былое ушедшей России принадлежит к высшим завоеваниям русской прозы XX века.

9 ноября 1933 года стало памятной датой в истории русской литературы. Нобелевский комитет Шведской академии впервые присудил премию по литературе русскому писателю, и им стал Бунин. Это знаменательное событие имело огромный резонанс в эмигрантской среде.

Многие с воодушевлением приветствовали лауреата, некоторые считали более достойными А.М. Горького, Д.С. Мережковского или И.С. Шмелёва, но все соглашались, что русская литература давно заслуживала своего лауреата. Не слишком обеспеченный финансово писатель истратил пятую часть полученной премии на помощь нуждающимся русским эмигрантам.

После всемирного признания писатель не переставал работать. Среди главных трудов последнего двадцатилетия жизни и творчества Бунина – философское размышление «Освобождение Толстого» (1937), сборник новелл «Тёмные аллеи» (1943), книга о Чехове (1950-е гг.). В сборник «Тёмные аллеи» вошли 38 эстетически безупречных рассказов о любовной страсти, составив уникальную в русской литературе книгу, где чудо любви передано через трагизм существования.

Последние годы жизни (1947–1953 гг.) писатель серьёзно болел и отошёл от активной литературной деятельности. После вышедшего в 1946 году в СССР «Указа о восстановлении в гражданстве СССР подданных бывшей Российской империи, а также лиц, утративших советское гражданство, проживающих на территории Франции» Бунина навещали Константин Симонов и Илья Эренбург, которые уговаривали его вернуться на Родину, но тяжело больной писатель не решился на этот шаг. Тем не менее, запрет на публикации произведений Бунина в Советском Союзе был снят.

Современники вспоминают Бунина как человека среднего роста, стройного, изящно одетого, барских манер. В общении, особенно в молодости, он был остроумен и находчив, любил хорошую кухню, имел множество знакомств в литературном обществе – среди его лучших друзей можно отметить К.Д. Бальмонта, А.И. Куприна, Н.Д. Телешова. По темпераменту Бунин был непоседой, объездившим полмира: Иван Алексеевич посетил Палестину, Цейлон, Египет, Турцию, гулял по русской глуши и блистал в парижских салонах. Выражаясь словами самого писателя, он стремился обозреть лицо мира.

Большую часть жизни Бунин прожил по съёмным апартаментам, гостиницам, квартирам друзей, так и не обзаведясь собственным жильём. Даже виллы в Грасе, где он прожил в общей сложности6 2 более 20 лет, арендовались. Во времена режима Виши и немецкой оккупации Франции Бунин укрывал у себя несколько евреев, в т.ч. пианиста Либермана и литературоведа Бахраха, чем спас их от концлагеря.Четыре женщины оставили яркий след в судьбе Бунина. На трёх из них он был женат – на Варваре Пащенко, Анне Цакни, Вере Муромцевой. Четвертая – Галина Кузнецова стала музой писателя в эмиграции.

В последние годы жизни, после 70 лет, Бунин часто болел. Особенно его одолевал бронхит. Писатель проходил курсы лечения, ездил на курорты. Временами болезнь отступала, но это сильно отражалось на творчестве. В октябре 1953 года произошло резкое ухудшение здоровья, и в ночь на 8 ноября Иван Алексеевич скончался во сне на 84-м году жизни.

 

 

 

23 октября – 105 лет со дня рождения Джанни Родари, итальянского писателя и журналиста (1920-1980), автора всемирно известных детских произведений «Приключения Чиполлино», «Приключения Голубой Стрелы», «Книжка весёлых стихов».
7

 “Приключения Чиполлино”: цитаты Джанни Родари

  • «На этом свете вполне можно жить в мире. Для всех на земле есть место – и для медведей, и для луковиц».
  • «Принц Лимон был, в сущности, прав. Друзья у принцев всегда бывают опаснее врагов».
  • «Когда у тебя большое горе, мелких неприятностей уже не замечаешь».
  • «Спать – это только время терять: ведь когда я сплю, я не могу есть!».
  • «Кто волен, тот и доволен».
  • «Дни летят, как листочки отрывного календаря, пробегают недели, а мы едва успеваем что-нибудь разглядеть. Так иногда бывает и в кино: механик пустит картину слишком быстро: дома, люди, машины, лошади так и замелькают перед нашими глазами, а когда лента наконец успокоится и пойдет с обычной скоростью, то, оказывается, многое уже позади и всё на экране изменилось».
  • «О некоторых вещах не следует говорить даже самым закадычным друзьям».
  • «Когда берешься за что-нибудь, так уж надо выполнять дело до конца».
  • «Сколько весит слеза? А это по-разному. Слеза капризного мальчика весит меньше ветра. Слеза голодного мальчика – тяжелее всей Земли!».

26 октября – 100 лет со дня рождения Владимира Карповича Железникова (1925-2015) – русского советского детского писателя, кинодраматурга. Лауреата Государственной премии СССР (1974, 1986), заслуженного деятеля искусств Российской Федерации.
8

Владимир Карпович родился в 1925 году в семье пограничника в Белоруссии. В связи с профессией отца семья часто меняла место жительства, поэтому детство писателя было насыщено впечатлениями и общением с новыми людьми.

Писать он начал очень рано. В девять лет уже вел какие-то дневники. «Перед самой войной, когда мне было пятнадцать, я написал маленькую повесть. Профессиональное писательское поприще я выбрал не сразу. В годы войны я учился в спецшколе Военно-воздушных сил и в артиллерийском училище. После войны приехал в Москву, окончил здесь юридический институт. Параллельно развивались мои занятия писательством», — вспоминал писатель.

После юридического, Владимир Карпович поступает в Литературный институт. Обучение новой профессии он совмещает с работой в журнале «Мурзилка», в котором и состоялась его первая публикация. Таким образом, то, что Владимир Карпович стал работать и публиковаться в детском журнале — случайность, как он сам говорит. Но эта случайность определила то обстоятельство, что он стал детским писателем.

Железников посвятил свои произведения детям и подросткам, их проблемам, взаимоотношениям со взрослыми. Среди них — шедевры детской литературы — «Чудак из 6 «б» и «Чучело», которые сейчас изучают в школах. По этим произведениям сняты фильмы, сценарии к которым написал сам Железников.

Вышедший на экраны в 1983 году кинофильм «Чучело» произвел настоящий фурор, вызвав море споров и обсуждений. Это произведение о подростках, об их школьной жизни и ... о детской жестокости. Многие спорят о том, почему уже в маленьком человеке проявляется такое качество, как жестокость. И вот что думает по этому поводу сам автор: «В первый период моего писания у меня была идея, что все дети хорошие, а взрослые разрушают их мир. Я считаю, что человеческая жизнь имеет несколько этапов, и каждый этап имеет полную самостоятельность. То есть страдание маленького ребенка — это есть страдание в полном смысле этого слова, и когда взрослый говорит: „А, да успокойся!“ — это действительно ужасно. Однако, видя отрицательное только во взрослых, но не в детях, я ошибался. Позднее я стал обращать внимание на детскую жестокость. Она отличается от жестокости взрослых. В детях она менее контролируема и более открыто выплескивается. Они не стесняются этого. Мне кажется, это заложено в нас от природы. Правильное воспитание может победить детскую жестокость. Но не у всех детей. Даже очень хорошие люди до 8- 9 лет могли быть неосознанно жестоки. Я очень люблю детей. Но я знаю, что они способны и на очень жестокие вещи. Я их заранее за это прощаю».

 

bottn

 

Новости нашей библиотеки
Top
We use cookies to improve our website. By continuing to use this website, you are giving consent to cookies being used. More details…